И еще раз. Бабий Яр. Доказательство. Светлой памяти Виктора Некрасова и Евгения Евтушенко. ПАМЯТИ ВИКТОРА НЕКРАСОВА
Виктор Некрасов, киевлянин, автор повести "В окопах Сталинграда" был дружен с международным мастером по шашкам Маратом Коганом. Таким обоазом он был связан с шашечным движением России самым непосредственным образом. Вечная память!
После статьи мое стихотворение "Бабий Яр".
БОГ ОТОМСТИЛ ЗА ЕВРЕЕВ
Записки киевлянина
(Автор неизвестен)
СЕМНАДЦАТОГО ИЮНЯ исполнилось сто десять лет со дня рождения дяди Вики. Но ни украинский президент-еврей, ни одна аидская контора, которых в Украине великое множество, не отметили эту дату. Лишь, в домике-музее Булгакова собрались люди, знавшие Виктора Платоныча.
А, ведь если бы не Некрасов, о Бабьем Яре сегодня уже никто бы и не вспомнил. Сровняли бы нах с землей и построили на его месте стадион и парк атракционов.
В КОНЦЕ 50-х Виктор Платоныч много бродил по киевским окраинам - делал зарисовки, фотографировал, разговаривал с людьми - собирал материалы для своей новой книге о Киеве. Как-то набрел на Сырце на старое еврейское кладбище. Его вид ужаснул Некрасова.
Сотни поверженных, разбитых, исковерканных памятников… Он сворачивал с одной аллеи на другую и везде одна и та же картина - все памятники, все до единого разбиты, уничтожены. На стенах склепов антисемитские высеры…
Кладбище (главную аллею) начали разрушать еще при немцах, используя решетки и ограды могил, колосники для кострищ, на которых сжигались трупы расстреленных в Бабьем Яру. Из гранитных плит складывали печи. Фашисты, отступая, пытались замести следы происходившего там. Но кто же уничтожил все остальное?
Ниже за кладбищем находился огромный овраг - Бабий Яр. Глубокий, почти что пятидесятиметровый, наполовину залитый водой.
Некрасов бегом до управы: "Караул! Вандалы разгромили кладбище! Место вселенской трагедии превратили в лужу! Воду нужно откачать и поставить памятник!"
А те, ну прямо по Высоцкому, когда героя его песни выгоняли из ОВИРа: "Не шибко тут! Выйди вон из дверей!"
"Какой, пл.ть памятник? Кому? Памятник ставят героям. А здесь — люди добровольно пошли, как кролики в пасть удава. Овраг нужно замыть и на его месте поставить стадион с парком и атракционами - пусть люди не думают о плохом, а только развлекаются и веселятся. И вооще, забыть, даже такое топографическое название, как "Бабий Яр". Теперь это будет называться "Сырецкий Яр".
А ваше жидoвское кладбище никто не разрушал - просто идут подготовительные строительные работы. На его месте мы поставим современную телебашню. Вы шо, товарищ писатель, против прогресса?"
В марте 59-го Некрасов в "Литературке" первым поднял вопрос о ситуации с Бабьим Яром. Ее (заметку) пропустили - как же, автор герой Сталинграда, лауреат Сталинской премии.
Но чертям киевским на все это было насрать: Бабий Яр перегородили плотиной и, стали качать в него по трубам пульпу (смесь воды и песка) с соседних карьеров кирпичного завода. По оврагу разлилось озеро. Вода в нем была гнилая, зеленая, неподвижная.
По плану (как позже выяснилось ошибочному) пульпа должна была отстаиваться, оседать, а вода стекать через плотину по желобам. День и ночь шумели трубы, подающие пульпу. К 61-ому ее намыли более 4 миллионов кубометров! Одновременно подсыпали плотину, которая уже достигала высоты шестиэтажного дома.
После осушения отходы и пульпа должны были заполнить овраг, выровняв местность. Коммуняги хотели доказать, шо они лучше нациков - они то сумеют раз и навсегда избавиться от Бабьего Яра, заставят забыть о том, что там произошло. Это и понятно - примерно семьдесят процентов людей, участвовавших в тех зверствах, были украинскими полицаями. Поэтому считалось, что тень Бабьего Яра могла лечь на всю украинскую нацию.
Но БОГ не фраер, и богохульства никогда не прощает..
Куреневская трагедия
В ПОНЕДЕЛЬНИК 13 марта 1961 года плотина рухнула. Весенние талые воды устремились в Яр, переполняя озеро - желоба не успевали пропускать поток, и вода пошла через гребень плотины. Сперва вода залила улицу Фрунзе (главную магистраль Куреневки) так сильно, что застряли трамваи и машины. Люди в это время спешили на работу в центр, и по обе стороны наводнения образовалась толпа народу.
В 8 часов 45 минут утра раздался страшный рёв, из устья Бабьего Яра выкатился десятиметровый вал жидкой грязи. Все живое и неживое, вмиг было им поглощено. Люди, находившиеся в трамваях, машинах, погибали, не успев сообразить, что произошло. Из движущейся вязкой трясины, вынырнуть или, как-либо барахтаясь, выкарабкаться было невозможно.
Дома по пути вала были снесены, как картонные. Трамваи покатило и отнесло метров за двести, где и погребло. Погребены были трамвайный парк, больница, стадион, инструментальный завод, весь жилой район.
В течении последующих двух лет было откопано множество трупов – в домах, в кроватях, в воздушных подушках, образовавшихся в комнатах под потолком. Кто-то звонил в телефонной будке – так и погиб с трубкой в руках. В трамвайном парке откопали группу кондукторов, как раз собравшихся там сдавать выручку – и кассира, принимавшего ее.
ГОД НАЗАД мы получили квартиру на Куреневкe и каждый день ездили на служебном автобусе в центр по делам: кто на работу, а кто и в детский сад.
В тот день, примерно около восьми утра, наш автобус затормозил перед огромной лужей посреди дороги. Она была настолько глубокой, что водитель сразу не решился по ней проехать. Тем более, что несколько машин впереди нас уже загрузли в месиве на дороге. Но все спешили на работу, никто не хотел втыков от начальства, и поэтому пассажиры уболтали шофера, все-таки проехать через эту долбанную лужу. Нам подфартило - через пару минут автобус уже поднимался вверх, к центру города. А еще через пару минут масса жидкой пульпы хлынула вниз на несчастную Куреневку. Грязевой поток, высотой в чытырнадцать метров, со скоростью пять метров в секунду, смыл не только ту злополучную лужу, но и половину Куреневки с лица Киева.
Из той поездки я помню лишь, как наш автобус проезжал мимо широкой канавы. По обе ее стороны стояли люди и глазели на мощный грязевой поток у их ног. А еще помню, как автобус "пробирался" по луже: колеса погрязли по самый верх, фонтаны жидкой грязи вздымались почти до окон, мотор то громко ревел, то начинал подозрительно кашлять..
По семейной легенде, пассажиры нашего автобуса считали, что спаслись, благодаря мне - я был их талисманом. Все дело в том, что каждую поездку (дорога на работу была около часа) мама читала мне вслух книжки. Читала громко и другие пассажиры (в основном все были знакомы друг с дружкой) тоже с удовольствием слушали ее чтение. Поэтому в "наш" автобус старалось попасть, как можно больше людей. Но все это только семейная легенда..
По официальным данным, в результате катастрофы погибли 145 человек. Кияне никогда не верили этой брехне. Многие называли катастрофу "местью расстрелянных" в Бабьем Яре. Правда, были и другие кияне, ссученные..
"Вы знаете, оказывается это все сделали евреи. Все дело в том, что их там много порасстреливали во время оккупации и теперь они хотели, чтобы там поставили памятник. А так как им отказали, то они эту плотину, то ли взорвали, то ли дырку проковыряли, короче говоря, жиды это подстроили для того, чтобы отомстить."
А говорят, что Гитлер сдох в 45-м..
ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО месяцев Некрасов и Евтушенко (у него были концерты в Киеве) бродили по разоренной Куреневке. Евтушенко просил привести его, как можно ближе к месту трагедии. Некрасов, сколько мог, протаскивал его сквозь оцепления, пока они не дошли до места, где когда-то стоял Бабий Яр. Теперь это была обыкновенная свалка, куда постоянно подъежали грузовики и сваливали все новые и новые кучи мусора. Евтушенко был в шоке - на место, где покоились кости невинно убитых, власти тоннами сбрасывали вонючий мусор. Казалось, что они просто издеваются над погибшими здесь людьми. Этот ужас, настолько подействовало на поэта, что вернувшись в гостиницу, он за каких-то пару часов написал свое знаменитое стихотворение.
На следующий день к нему в номер заглянула пара-тройка украинских поэтов во главе с Коротичем. Мужики, как положено в таком случае, бухнули, расслабились, читали свои стихи. Евтушенко тоже прочел им свое последнее стихотворение. Чуть позже читал его по телефону другу в Москве.
История умолчивает: или те поэты бегом побежали "стучать", или украинская гэбня прослушивала телефон поэта, но концерт Евтушенко, на котором тот собирался читать "Бабий Яр", решили отменить.
Евтушенко всегда был по жизни "борзым". Тем более, к тому времени он уже считался одним из известнейшиx советских поэтов, любимцем Хруща. Так вот, он пошел ЦК Украины и устроил колоссальный шухер - или суки коммуняжный разрешат ему выступить, или по приезде в Москву он смешает их с дерьмом. И укрокоммунисты отступили - хто его знает, этого москаля с хохляцкой фамилией. Если такой наглый, значит точно за ним, плять Никитка стоит.
Вечером того же дня Евтушенко впервые прочитал "Бабий Яр" публично. А еще через пару месяцев стихотворение опубликовала "Литературная газета".
В декабре 62-го в Большом зале Московской консерватории прозвучала Тринадцатая Симфония Шостаковича. Ее первая часть называлась "Бабий Яр" и была написана на стихи Евтушенко. Закончив симфонию, Шостакович поехал к Борису Гмыре на дачу под Киевом - надеялся, что певец будет солировать в его симфонии. Но Гмыря зассал: оказывается, у него была встреча в ЦК Украины, и там категорически возражали против исполнения стихотворения Евтушенко "Бабий Яр".
Во время войны Гмыря был в оккупированной Полтаве и пел перед немцами. Говорили даже, шо певца спецсамолетом возили в Берлин, где он спивал романсы самому Гитлеры. Сталин такого не прощал, и перед певуном реально замаячила Колыма, но от Гмыри тащился не только вождь немецкого народа, но и вождь украинского. Хрущев, который в то время возглавлял Компартию Украины дал певуну госпремию, звание народного артиста. Понятно, шо Гмыря всем эти рисковать не захотел.
После его отказа Шостакович, по совету Вишневской, встретился с солистом Большого театра Ведерниковым, проиграл ему всю симфонию и дал ноты. Параллельно с поисками певца Шостакович искал дирижёра для премьерного исполнения своей симфонии. Обратился к Мравинскому, который дирижировал всеми его последними симфоническими премьерами. Оба два (Ведерников с Мравинским) тоже зассали и ответили отказом.
Тема была настолько взрывоопасной, что все, с понтом "крутые", боялись даже приближаться к этой симфонии. Согласился, лишь Кирилл Кондрашин, в то время руководивший Государственным оркестром Московской филармонии.
С певцом тоже были трудности. Одному в день премьеры позвонили и сообщили, шо тот должен срочно заменить, якобы заболевшего солиста в другой опере. Еще один "херой" объявил себя больным, и только третий (!) - Виталий Громадский решился исполнить симфонию. И вот вечер премьеры. Консерватория оцеплена мусорами. А внутри сидят люди и слушают, как со сцены поют музыку великого композитора с такими словами, которые еще недавно страшно было произносить дома на кухне. Это был шок.
Так была окончательно сломана стена молчания..
Бабий Яр
Они ушли дорогой в рай;
Звенел сентябрь, летели листья,
И каждому короткий выстрел
Был, как проклятье: «Умирай!».
Шипела улица: «Жиды»,
И страх ворочался под сердцем;
Недели первые под немцем,
И столько злобы и вражды.
И мрак, и ночь, и пустота,
И древний город словно вымер;
Один полуеврей* Владимир
Спасен покорностью креста.
И будет день**. И божий гнев
Болотной жижой вздыбит гору.
Она сметет всех без разбору
Тяжелой лапой, аки лев.
23 октября - 1 ноября 2011 г.
---------------—
* Как указано в русских летописях, Святой Владимир есть сын
ключницы-еврейки Малки
** Намек о Куриневской трагедии